Порядок работы предприятия и правила

Порядок работы предприятия и правила взаимоотношений с органами государственного управления определены в Законе о государственных предприятиях (1977 г.), в который в последние годы внесены изменения.

Государственное предприятие может быть основано Советом Министров ВНР, министром, исполнительным комитетом совета, государственными и хозяйственными организациями, наделенными учредительными правами. Орган-основатель одновременно является и органом, осуществляющим надзор за деятельностью предприятий.

Для согласования хозяйственной деятельности группы предприятий и улучшения управления ими орган-основатель может создать трест — хозяйственную организацию, функционирующую как предприятие. Самостоятельность предприятий, входящих в трест, уже, чем обычных государственных предприятий (они не решают вопросы стратегии развития, взаимоотношений с госбюджетом и т. п.) , и в то же время шире, чем производственных единиц крупных предприятий, так как трест и трестовское предприятие являются юридическими лицами.

С ростом самостоятельности предприятий — членов треста в обоснованных случаях имеется возможность создания трестов с ограниченной ответственностью.

Организационной формой государственных предприятий, наиболее близко стоящей к трестам, является объединение. Если в тресте предприятия-члены подчинены руководству треста, то в объединении, как добровольной интеграции предприятий,— совету директоров, состоящему из представителей предприятий.

Специфической формой государственных предприятий являются коммунальные предприятия, управляемые советами депутатов. К ним относятся предприятия водо-, электро- и газоснабжения, организации коммунального обслуживания, здравоохранения и культуры, транспорта и т. п. Коммунальные предприятия имеют меньшую управленческую самостоятельность, чем промышленные предприятия.

Специальную группу государственных хозяйственных организаций составляют торговые общества в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью. Подобные организации может основать только министр.

Государственные предприятия при согласии соответствующего отраслевого министра и исполкома территориального областного совета в целях диверсификации деятельности, решения конкретных хозяйственных задач могут создавать по своей инициативе дочерние предприятия, имеющие право самостоятельного юридического лица. Предприятие-основатель определяет круг деятельности дочернего предприятия и способ сотрудничества с ним, снабжает дочернее предприятие необходимыми для его деятельности средствами и участвует в его прибыли.

Наряду с государственными, прежде всего в сельском хозяйстве и мелкой торговле, существуют кооперативные предприятия.

В экспериментальном порядке функционируют агропромышленные объединения, в которые входят государственные и кооперативные предприятия. Основной функцией объединения является координация деятельности сельскохозяйственных и продовольственных предприятий их планов, концепций развития, кооперационных связей и т. д. Объединения в ряде случаев могут вести хозяйственную деятельность и осуществлять совместное капитальное строительство.

Создание товариществ предприятий, совместных предприятий возможно с участием как венгерских, так и иностранных предприятий. Для управления совместными предприятиями применяется специальный нормативный режим.